28.05.2020

Директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России принял участие в on-line XV Международной школе-практикуме молодых ученых-юристов «Конституция и модернизация законодательства» и выступил с докладом на тему: «Россия и страны Латинской Америки в условиях новых глобальных изменений». Организаторами мероприятия выступили Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Международный союз юристов.

В своем выступлении профессор О.Г.Карпович высказал мнение, что ситуация с пандемией COVID-19 внесла свой специфический резонанс в условия глобального общения, мир пока очень серьезно отвлечен и озабочен происходящим, но…

Не будет преувеличением сказать, что современная международная обстановка продолжает характеризоваться нарастанием в ней конфликтного потенциала, который – особенно с середины прошлого года – охватил и Латинскую Америку. Как справедливо отмечает Министр иностранных дел России С.В.Лавров: «стабильное осложнение международных отношений». Очевидно, что первопричина происходящего, по словам С.В.Лаврова, – это упорное нежелание некоторых стран принять реальность формирующегося многополярного мира и их стремление продолжать навязывать свою волю посредством силовых, экономических и пропагандистских рычагов.

Произошло изменение сложившейся в последние десятилетия парадигмы формирования миропорядка и основ международного общения. В политике это вылилось в угрозу концепции многополярности. Налицо атака на принципы Устава ООН, закрепленные в нем, прежде всего на принцип уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела, использования силы или угрозы силой.

Наблюдаются тенденции подрыва институтов глобального управления, таких как ВОЗ, ЮНЕСКО, Парижское соглашение по климату, с прицелом на саму ООН. По сути, проводится линия на «приватизацию» международных организаций: ставится вопрос о произвольном лишении полномочий делегаций суверенных стран, «регулировании» состава делегаций путем выдачи или невыдачи виз, невыплате задолженности в их бюджет, ширится стремление придать политические функции техническим секретариатам, расширить сферу ответственности НАТО.

Происходит отказ от соглашений по разоружению. Продвигается тезис «или договоренность на моих условиях, или никакой договоренности». Неприятие условий Вашингтона является достаточным поводом для введения различного рода санкций.

Отличительной чертой стала идеологизация международной политики по критерию «свой – чужой». В качестве абсолютного критерия стала выступать концепция демократии в ее западном понимании. Применительно к Латинской Америке идет процесс возрождения известной «доктрины Монро».

На этой основе происходит изменение политического профиля стран и целых регионов. Вспомним Ирак, Ливию, Сирию. Одним из инструментов такой политики является переформатирование национальных элит. К власти приходят представители бизнеса, политики второго уровня, вплоть до шоуменов. Активно задействуется ресурс современных информационных технологий, социальных сетей, включая навязывание фейковых новостей.

Внушается мысль: мир стал слишком сложным, неуправляемым, что требует более простых и быстрых решений. Нормы международного права стоит заменить неким «порядком, основанным на правилах».

В данных условиях Россия продолжает проводить многовекторный внешнеполитический курс, ориентированный на защиту своих национальных интересов. Кремль содействует упрочению положительных тенденций на мировой арене, поиску коллективных решений проблем, стоящих перед всеми государствами, на основе международного права, а в конечном итоге – становлению более справедливой, демократической, представительной полицентричной модели мироустройства, как того и требуют объективные реалии современного мира. Россия несет свою долю международной ответственности как постоянный член Совета Безопасности ООН, участник «Большой двадцатки», ВТО, БРИКС, выступая за многосторонность в мировых делах, верховенство международного права, за возможность и способность государств отстаивать свои самостоятельность и суверенитет, за мирное решение проблем путем диалога. Для России нет врагов – есть партнеры, какими бы сложными они ни были.

Позитивным примером конструктивного диалога остается взаимодействие России с Латинской Америкой – регионом больших экономических возможностей, культурной близости и схожего менталитета, – что позволяет сохранить бесконфликтную и комфортную атмосферу для сотрудничества.

Для России Латинская Америка – самоценное направление внешней политики. Россия не смотрит на регион исключительно через призму геополитических интересов и не хотела бы, чтобы он превращался в арену для противоборства держав. В интересах России сильные, политически сплоченные и экономически устойчивые страны Латинской Америки. Это позволит придать существующему миропорядку большую предсказуемость и стабильность. 

Стратегия России во взаимодействии с латиноамериканцами предельно логична – никого никому не противопоставлять, не создавать разделительных и искусственных барьеров, не делить партнеров на «своих и чужих», а укреплять сотрудничество на основе взаимной поддержки, солидарности и учета интересов друг друга.

 

Сертификат